Все больше голосов раздаётся в пользу изменения закона об иноагентах и к этому действительно есть серьёзные предпосылки. На днях Минюст признал иноагентом информагенство “Росбалт”, которое на западе также считается иноагентом, только уже российским, и имеет пометку в соцсетях “государственное издание”. Сложилась парадоксальная ситуация, издание оказалось буквально “Своим среди чужих и чужим среди своих”. Как заявило само издание, оно теперь “двойной агент”
19:42, Москва, По ситуации с изменением законодательства об иноагентах уже несколько раз высказывался пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Песков ранее предлагал журналистскому сообществу дождаться созыва новой Думы, которая может рассмотреть вопрос об изменении законодательства. Теперь новая Дума собралась, и к вопросу стоит вернуться.
“Мы знаем, что есть соответствующие инициативы журналистского сообщества и так далее по рассмотрению возможных поправок к закону”, “Что касается именно правоприменительной практики в этой сфере, то есть инициативы по ее обсуждению, и вопрос только в “модальности того, как это будет рассматриваться”, – цитирует Пескова ТАСС во вторник.
Лидер фракции Справедливая Россия Серей Миронов категорично высказался сегодня о том, что закон об иноагентах необходимо менять. По его словам, фракция подготовит в ближайшее время соответствующие поправки к закону.
“Закон об иноагентах нужно менять, чтобы не допускать перегибов. Таких, как включение в реестр информационного агентства “Росбалт” (признано СМИ-иноагентом в РФ). Признание иноагентом может нарушить работу агентства, это решение должно быть как минимум подробно аргументировано, а лучше всего пересмотрено. Кроме того, оно доказывает необходимость пересмотра всего законодательства во избежание подобных перегибов”, – заявил Миронов.
В чём опасения журналистов и почему закон нужно менять
Журналистское сообщество в один голос говорит, что закон необходимо менять и срочно. Журналисты опасаются, что закон об иноагентах, в том виде как он есть сейчас, может стать инструментом как преследования, так и цензуры, это мнение среди журналистов высказывалось уже много раз. Кроме того, в том виде, как это есть сейчас, он способен уничтожить в стране свободную прессу, если им кто-то будет пользоваться в этих целях.
Всё дело в том, что критерии определения например СМИ иноагентов, а также вообще иноагентов, далеко несовершенны. Формулировки закона размыты и совершенно непонятно, кого можно или нужно считать иноагентом, а кого нет. Это далеко не просто критика закона, как это может показаться на первый взгляд, а очень важное замечание, которое должно обеспечить как раз работу этого закона. Вся суть заключается в том, что для того чтобы выполнять закон, нужно вообще понимать, где и как ты можешь его нарушить, в чём заключается это нарушение. Но из-за размытости формулировок данного закона, а также очень широкой трактовки, это происходит чуть ли не на уровне угадывания и догадок.
Ну например, в законе сказано о том, если коротко, что для признания иноагентом должно сойтись два фактора: политическая деятельность и зарубежные источники получения финансовых средств. Под эту формулировку подпадает практически любое СМИ, которое, например, получает деньги от рекламы от зарубежной компании, например от рекламы Google, так как доход от этой компании – зарубежный. А освещением политики занимаются практически все СМИ, без этого просто невозможно. В законе не установлена чёткая логическая взаимосвязь, между получением денег от иностранных источников и политической деятельностью, а это очень важно, так как два этих понятия, могут быть с собой не связаны абсолютно, тот же пример с доходами от рекламы Google. Кроме того, совершенно непонятно, что именно для СМИ считается “политической деятельностью”, освещение СМИ политики – это неотъемлемое право, и даже больше – обязанность СМИ.
Таким образом, СМИ и журналистам просто непонятно, когда и как их могут признать иноагентами, и есть большой риск оказаться “без вины виноватым”. Чтобы не нарушать закон, надо очень чётко понимать, что именно не нарушать, по каким правилам работать. Этого понимания, к сожалению, у журналистов и СМИ просто нет.
Процедура признания иноагентами также непрозрачна. Минюст РФ ведёт реестр СМИ иноагентов и просто иноагентов, юрлиц и физлиц. Но о попадании в это реестр все узнают по пятницам, почему-то, и из СМИ, когда выясняется, что Минюст обновил список. Никто не получает никаких предупреждений, уведомлений. Как это происходит – совершенно непонятно. Решений судов по этому вопросу нет. По каким критериям Минюст принимает это решение, внести в список иноагентов, также остаётся для многих неизвестным. Получается, что у такого СМИ даже нет возможности разобраться, понять, обжаловать решение, а может и устранить нарушения, до его принятия, если, например, был нарушен закон.
Все эти вещи, они не способствуют правильной и качественной работе законодательства об иноагентах. Закон этот безусловно нужен и важен. Действительно, с 90-х голов у нас много всяких иноагентов, а подобные законы существуют и на западе, в частности в США. Но для того, чтобы закон работал действительно качественно, нужно чтобы были чёткие формулировки, чёткие критерии по признанию иноагентами, прозрачная процедура, возможность исправить ситуацию, оспорить. Видится, что решение о признании иноагентом должен принимать суд, на основе гласности и открытости, состязательности процесса.
текст: Александр Точка Издание Tochka Zрения Рекламодателям – реклама в TZ
Свежие комментарии